Активное внедрение в стране за последние годы рыночных принципов в процессы реализации товаров служит сокращению теневой экономики, формированию реальных цен на продукцию производителей и расширению их налоговой базы.
Кроме того, внедрение в биржевые торги форвардных договоров способствовало предотвращению резкого роста цен на основные виды социально значимых товаров, обеспечению баланса спроса и предложения на рынке, эффективному использованию свободных средств субъектов предпринимательства.
Вместе с тем продолжение стимулирования субъектов предпринимательства, принимающих активное участие в биржевых торгах, и широкого применения рыночных механизмов в процессе реализации высоколиквидных или монопольных товаров, а также внедрение в биржевые торги современных товарных деривативов, включая фьючерсные договоры, остаются требованием сегодняшнего дня.
В целях недопущения искусственного завышения цен на высоколиквидные и монопольные товары на внутреннем рынке недобросовестными субъектами предпринимательства, создания дефицита и ажиотажного спроса, упразднения элементов системы распределения и дальнейшей активизации биржевых торгов:
1. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 15 июня 2021 года на внутреннем рынке исключительно посредством биржевых торгов на основе рыночных принципов подлежат реализации следующие товары:
а) произведенные предприятиями-монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, а также юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 и более процентов принадлежит юридическому лицу с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более (далее — организации-монополисты и организации с участием государства):
- поливинилхлорид (ПВХ) и формалин — всем покупателям;
- потребительский этиловый спирт — производителям, имеющим соответствующие лицензии и сертификаты соответствия, независимо от организационно-правовой формы;
- технический этиловый спирт — всем покупателям;
- серебро — производителям ювелирных изделий;
б) до 1 января 2022 года произведенные юридическими лицами не монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере менее 50 процентов, либо юридическими лицами, не имеющими доли государства:
- цемент — не менее 50 процентов от объема производства;
- полученные семена хлопчатника, хлопковое масло (в том числе экстракционное хлопковое масло) и переработанные отходы семян (шрот, шелуха) — 100 процентов от объема производства;
в) нефть и газовый конденсат добывающими (газоперерабатывающими) организациями (производителями), независимо от организационно-правовой формы, — производителям, имеющим соответствующие лицензии и сертификаты соответствия.
2. Установить, что определение таможенной стоимости товаров по сделкам, заключенным на торговых площадках товарно-сырьевых бирж за рубежом, осуществляется исключительно по стоимости, определенной в данных сделках.
Государственному таможенному комитету совместно с АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» в двухмесячный срок наладить взаимную интеграцию информационных систем и баз данных и обмен данными для обеспечения исполнения настоящего пункта.
3. В целях предупреждения искусственного завышения цен на внутреннем рынке и иных негативных ситуаций на рынке наделить Антимонопольный комитет полномочием при необходимости:
- устанавливать максимальный объем (лимит) продукции, закупаемой одним покупателем на одной торговой сессии биржевых торгов, а также вносить изменения в данные объемы исходя из спроса и предложения;
- вносить организациям независимо от организационно-правовой формы обязательные к исполнению предписания о реализации высоколиквидных товаров, включая наиболее востребованные в определенный сезон, исключительно через товарно-сырьевые биржи.
При этом к организациям, получившим данные предписания, и организациям, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 1 настоящего постановления, применяются требования Положения о порядке реализации на биржевых торгах высоколиквидных и монопольных видов продукции, а также антимонопольные требования к биржевым торгам, предусмотренные законодательством о конкуренции.
4. Антимонопольному комитету обеспечивать на постоянной основе проведение анализа и выставление на биржевые торги востребованных товаров, включая наиболее востребованные в определенный сезон.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
начиная с 1 января 2022 года хлопково-текстильными кластерами и кооперациями передача полученных из хлопчатника семян с условием возврата готовой продукции масложировым организациям осуществляется исключительно между организациями в рамках одного хлопково-текстильного кластера;
начиная с 1 сентября 2021 года услуги по перевозке автотранспортом товаров, реализуемых на биржевых торгах, оказываются организациями-монополистами и организациями с государственным участием исключительно через торговый портал электронной логистики в порядке аукциона. При этом через торговый портал электронной логистики услуги по транспортировке оказываются посредством:
- постановки на учет — при оказании услуг на собственных транспортных средствах покупателей;
- заключения прямых договоров — предприятиями, предоставляющими покупателям аффилированные услуги по транспортировке.
6. Утвердить «Дорожную карту» по широкому внедрению передовых информационных технологий в деятельность товарно-сырьевых бирж
и последовательному развитию их электронной коммерческой деятельности согласно приложению № 1.
7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Ассоциацией «Узпромстройматериалы», АК «Узмахсусмонтажкурилиш», АО «Узметкомбинат» и ООО «Ташкентский металлургический завод» принимать и реализовывать меры, направленные на запуск новых мощностей по производству шлифованного стекла и стального листа, а также увеличение объема выставления указанных товаров на биржевые торги.
8. Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с товарно-сырьевыми биржами в месячный срок утвердить и обеспечить исполнение медиаплана, направленного на широкое освещение и пропаганду сути и содержания настоящего постановления среди субъектов предпринимательства и населения.
9. Внести изменение и дополнение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
10. Антимонопольному комитету совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д. А. и председателя Антимонопольного комитета персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
город Ташкент, 17 марта 2021 года.
ПЕРЕЧЕНЬ
высоколиквидных и (или) монопольных видов продукции,сырья и материалов,реализуемых на внутреннем рынке предприятиями монополистами и (или) юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более или юридическими лицами,в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, на основе рыночных принципов,исключительно через биржевые торги
- Бензинавтомобильный
- Бензинэкстракционный
- Дизельноетопливо
- Керосинтехнический
- Нефть
- Газовыйконденсат
- Полипропилен
- Полиэтилен
- Поливинилхлорид(ПВХ)
- Формалин
- Сера техническая
- Уголь
- Минеральные удобрения
- Сода кальцинированная
- Медь катодная
- Меднаякатанка
- Алюминий вторичный
- Прокат черных металлов
- Цинк металлический
- Цемент
- Цементный клинкер
- Стекло строитель ное
- Сахар
- Спирт этиловый
- Пшеница
- Ячмень
- Хлопок-волокно
- Хлопковый линт
- Масло растительное (хлопковое) *
- Масло экстракционное (хлопковое) *
- Шелуха хлопковых семян*
- Шрот хлопковых семян*
- Технические хлопковые семена*
- Технические масла
- Печное топливо
- Мука пшеничная
- Комбикорма
- Топочный мазут
- Сжиженный газ
- Хозяйственное мыло
- Нефтяной растворитель
- Нефтяной парафин
- Нефтяной битум
- Медный купорос
- Серебро* *
Примечание:
1. Товары, указанные в настоящем перечне, реализуются с учетом пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 января 2018 года № ПП-3479 «0 мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья».
* Товары, указанные в пунктах 29'-33, реализуются на внутреннем рынке юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовой формы на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги.
**Товар, указанный в пункте 45 реализуется АО «НГМК» исключительно через биржевые торги.".
2. УзбекистанРеспубликасиПрезидентининг2019йил24январдаги"УзбекистанРеспубликасиМонополиягак.аршикурашишк.умитаси фаолиятиниташкилэтиштуfрисидаnгиПК.-4126-сонк.арорининг6-бандик.уйидагимазмундагитУк.к.изинчихатбошибилантулдирилсин:
"давлат харидлари буйича махсус ахборот портали оператори "Узбекистан республика товар-хомашё биржаси" АЖнинг давлат харидлари тизимидаги хизматларни курсатиш учун олинадиган комиссия тушган маблаfларнинг 20 фоизиn