News
Site map      
Kushbegi st.,18 100022 Tashkent
+998 71 250 52 21 Help Phone
 

Текст интервью (PDF)

История биржевой торговли в независимой республике насчитывает почти 30 лет и за это время пережила множество различных периодов - бывали взлеты и падения. Сегодня товарно-сырьевые биржи - устоявшиеся рыночные площадки, позволяющие совершать сделки по самым различным группам товаров. Однако говорить о максимальной эффективности биржевой структуры еще рано, считает генеральный директор Республиканской универсальной агропромышленной товарно-сырьевой биржи Темур ВАЛИТОВ. Чтобы узнать, в каком направлении и как развиваться дальше, корреспондент "ПВ" встретился с руководителем одной из первых республиканских бирж.

valitov

 

ПАДЕНИЯ И ВЗЛЕТЫ

- Темур Шангареевич, верно ли, что вы возглавляете самую старейшую биржу страны?

- Республиканская универсальная агропромышленная биржа создана в октябре 1991 года. В это время не было еще законов о биржевой деятельности, зато присутствовало огромное желание развивать рынок. Под этот энтузиазм и соз­дали большую универсальную биржу "Ташкент" с фондовой, товарной и секцией недвижимости. А затем и Универсальную агропромышленную - "Узбекистон".

Но бум быстро прошел: в 1993-м последовал спад биржевой деятельности. Кроме того, и так называемых "бирж" расплодилось порядка 40, хотя продавать на них практически нечего, так как к этому времени реализовали все дефицитные запасы, накопленные во времена фондового распределения ресурсов. И биржевая торговля в последующие годы оказалась на грани выживания. Мелкие биржевые структуры самоликвидировались ввиду отсутствия предметов для торговли.

Однако прозрачный и справедливый биржевой рынок стране был необходим, и начинание получило государственную поддержку. Были созданы Фондовая биржа "Ташкент", биржа недвижимости, товарно-сырьевая (УзРТСБ), а также сох­ранившая свою структуру Республиканская универсальная агропромышленная биржа. Сегодня в Узбекистане функционируют три вида бирж - фондовые, товарные и валютные.

CТАРЕЙШАЯ БИРЖА СТРАНЫ

- У вас есть конкурент по виду деятельности, и у него довольно сильные позиции...

- В республике остались две товарно-сырьевые биржи - Агропромбиржа и УзРТСБ, по сути, являющиеся конкурирующими субъектами. Дальнейшее лидерство площадок зависит от того, кто лучше построит работу, за кого "проголосует" клиент.

Мы взяли за основу работу в аграрном секторе, поскольку сельскохозяйственная деятельность играет солидную роль в экономике страны. Универсальность позволяла не только реализовывать сельхозпродукцию, произведенную у нас, но и поставлять местному производителю необходимые товары (цемент, кирпич, арматура, уголь, нефтепродукты).

В независимом государстве происходили колоссальные перемены, и сфера биржевой торговли развивалась и совершенствовалась вместе с экономикой республики. Создавалась законодательная база, нарабатывались формы продаж.

В этих условиях Агропромбиржа стала активно работать в области экспортно-импортных операций, расширяя связи с партнерами в зарубежных странах, в том числе и биржевыми площадками. И сегодня в экономическом пространстве она является равноправным участником региональных биржевых механизмов с упором на экспортно-импортные операции. 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

- Как дальше видите направление своей деятельности?

- Мы позиционируем себя как международный биржевой центр с обширными связями с коллегами по деятельности за рубежом. Такое объединение способно дать мощный синергетический эффект в виде создания прямых товарных продаж на целом ряде региональных электронных площадок. И это лишь одна из реальных перспектив дальнейшего развития биржевой торговли - международная торговля через биржевые структуры. 

- Что это может дать?

- Расширение ареала продаж продукции за пределами страны и вовлечение в биржевую торговую деятельность субъектов соседних государств.

Сегодня мы настроены говорить о биржевой торговле во всем Центральноазиатском регионе. Узбеки­стан в этом плане имеет прочные и устоявшиеся традиции, хорошую законодательную базу, огромный опыт, что также отражается на связях и доверии к республиканским биржевым структурам со стороны иностранных партнеров. С интенсификацией реформ к нам подтягиваются оптовики и производственники из соседних государств, понимая, что продать свой товар в Узбекистане можно быстрее, удобнее, а главное, выгоднее через биржу, имеющую филиалы во всех регионах страны.

Создание полноценной межрегиональной и международной площадки поз­волит повысить прозрачность, справедливость и профессиональность проводимых сделок, привлечь неограниченное число участников, организовать оптимальные формы экспорта товаров отечественных предприятий, а также повысить контроль возможных злоупотреблений, так как согласно правилам внутреннего контроля вся информация по сомнительным сделкам направляется в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.

С созданием общего центрально­азиатского биржевого рынка возникнет и так называемая транзитная среда, в которой за выставляемый на бирже товар смогут конкурировать предприниматели всех стран региона. При этом при совершении сделки на межрегиональных биржевых торгах между, например, Казахстаном и Туркменистаном товар непосредственно идет из страны продавца в страну покупателя. 

- Зачем туркменскому покупателю приобретать то же зерно из Казахстана на бирже в Ташкенте, если сделать он может это непосредственно в Нур-Султане?

- Проблема - затраты времени и гарантии оплаты. Зачем искать, находить посредников или производителей, когда он может приобрести это на единой площадке и по приемлемым ценам? Вопрос доверия также важен. Продавец, выставляющий свой товар на открытой биржевой площадке, - не аферист и не случайный перекупщик, а зарегистрированное легализованное юридическое лицо со всеми вытекающими правами и обязательствами. Но главный фактор - гарантия оплаты. Сделки по купле-продаже осуществляются через биржу, и эти биржевые инструменты гораздо дешевле банковских гарантий для безопасности сделок. Оплата производится через клиринговый счет биржи. Продавца уведомляют о поступлении денег, после чего он отгружает продукцию по наз­начению. После прихода подтверждающих документов о получении товара средства направляются к продавцу.

Желательно, чтобы в будущем такие сделки между региональными партнерами могли производиться в валюте их стран. Но этот механизм еще необходимо создать, а пока такие сделки ведутся в долларах. Правда с российскими компаниями подобные операции могут производится в рублях, поскольку эта валюта признается в нашей стране.

К данной плодотворной тенденции объединения биржевых торгов на региональном уровне могут подключаться и другие участники, в частности, Беларусь через свои товарно-сырьевую биржу и производственные предприятия многих отраслей, с которой у нас установлены хорошие партнер­ские отношения.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

- Какие преимущества дает клиенту торговля через биржевую площадку?

- Внесение товара в биржевой бюллетень и выставление на торги тем самым открывают его для самого широкого круга покупателей. Последние также, видя в биржевых котировках наименование товара, могут быть уверены, что он гарантированно имеется в наличии и соответствует заявленному качеству. Это выгодно отличает биржевую площадку от той же доски электронных объявлений, где условия поставки и наличия размыты. Товар принимается на торги на основании складской справки, кроме того, биржевая цена понятна и формируется исходя из спроса и предложений. Такая торговля позволяет отсечь огромный поток посредников, что удешевит для клиента покупку на 15-20 процентов.

Огромная ответственность для биржи - выбор партнеров. Многие связи нарабатываются годами, но рынок не стоит на месте, на нем появляются все новые игроки. И в этом отношении у Агропромбиржи также имеются долгосрочные партнеры, которые доверяют нам. Мы в свою очередь ценим и доверяем им. Подвести такого партнера - непозволительная роскошь!

Сегодня возможности национальных товарных бирж при правильном их назначении и понимании для государства оказываются эффективным средством в борьбе с инфляцией, по уменьшению теневого рынка, увеличению прозрачности торговых сделок, привлечению на эту площадку неограниченного количества производителей, оптовиков и бизнесменов. Открытость биржевой деятельности при заключении сделок исключает риски при помощи этих сделок направления средств на финансирование экс­тремизма или отмывание денег. Кроме того, сама биржа и работающие на ней брокеры заинтересованы в открытости процесса торгов и контроле над участниками с целью исключения "мутных" схем работы.

Государство желает получить от биржевого механизма нормальный прозрачный товарный рынок с ценами, избавленными от цепочки посредников, и равным для всех доступом, стабильностью поставок и гарантиями оплаты. Биржевой клиринговый механизм защищает интересы и покупателя, и продавца. Без всяких аккредитивов, банковских гарантий и страховых полисов - недешевых инструментов на рынке (до трех процентов в банке против 0,2 в клиринговой палате биржи).

Кроме того, учитывая реалии дня, биржевая электронная торговля является самой бесконтактной формой торговли и заключения договоров удаленно и с использованием электронно-цифровых подписей, логинов и паролей, что весьма востребовано в условиях распространения коронавируса. На биржу вообще не допускаются посторонние люди, общение проходит дистанционно посредством электронных чатов. Взаиморасчеты между участниками сделок проводятся расчетно-клиринговой палатой через систему электронного банкинга. Заработную плату сотрудники полностью получают на пластиковые карты. Биржа продолжает интенсивно совершенствовать и внедрять электронный документооборот на всех участках деятельности. И мне кажется, было бы целесообразно в существующих условиях максимально перенести заключение договоров на поставку товаров через электронные биржевые торги. 

- Существующие недостатки?

- Сложный процесс конвертации вырученных при продаже на бирже средств, которая проходит не через расчетно-клиринговую палату (РКП) биржи, а через брокера, открывающего в банке валютный счет. Со всеми вытекающими задержками, регистрацией нерезидента, сбором документов. Так прописано в регламентирующем документе, хотя сегодня можно сделать процесс конвертации более эффективным, используя расчетно-клиринговую палату. Доверие клиента выше, когда биржа ведет мониторинг всей сделки вплоть до конвертации, а не передает часть функций брокеру и банку. В идеале, чтобы подчеркнуть международный авторитет товарно-сырьевой биржи целесообразно было бы проводить ей конвертацию средств клиента не через коммерческие банки, а покупку самостоятельно на валютной бирже. Эти условия привлекут еще больше клиентов к участию в биржевых торгах. 

001

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВЫГОДА

- А в чем выгода государству?

- Первое. Если средства проходят через биржевую клиринговую палату, то это, соответственно, безналичный расчет. Он открыт и позволяет контролировать все необходимые платежи в бюджет. Такая же товарная сделка, но проведенная на внебиржевых торгах, вполне может быть теневой, с возможностью проведения наличных расчетов, искажения цен и непонятной цепочки участников. Скрыть условия биржевой сделки практически невозможно.

Второе. Биржевые ворота - самый надежный путь для всех, кто хочет работать с республикой, однако плохо знает наш рынок, его субъектов и их возможности. И ворота эти открыты и прозрачны также для экспортных операций. Поскольку под любой продаваемый за рубеж товар требуется депозит под сделку. И местного продавца это ставит в рамки ответственности, так как завершить сделку и получить деньги он сможет лишь после поступления товара к покупателю. Идеальная рабочая схема в плане без­опасности - легальная и прозрачная.

Большую выгоду для государства вижу в безусловном расширении функ­ций Узкомгосрезерва в плане товарной интервенции для ограничения спекулятивного или форс-мажорного влияния на цены группы стратегических товаров (зерно, мука, сахар и т.д.). Такой регулятор при помощи товарной интервенции может воздействовать на разумность цены и ее сдерживание. Это не помощь бедным - разумная стратегия сдерживания не знающих меры в извлечении прибыли биржевых игроков. И она используется в других странах.

На любой стратегически важный продукт государство должно и может оказывать свое регулирующее влияние. И не с использованием административно-командных средств, а при помощи биржевых рыночных механизмов.

Сегодня мы признали, что у нас 40 процентов теневой экономики. С этим надо бороться. Выводить из тени эти ресурсы путем создания естественных условий, при которых предприниматели будут видеть нормальный действующий механизм в правовом поле и работать в его рамках, платить налоги и прочие отчисления в Госбюджет. Сегодня это решается, но страх, зарожденный еще там, в прошлом, сидит в нас крепко. 

ПОМЕХИ РАЗВИТИЮ МЕХАНИЗМА

- Что тормозит дальнейшее эффективное развитие биржевой торговли?

- В первую очередь недооценка национальной валюты как полноценного платежного денежного средства по международным сделкам и взаиморасчетам. Суму необходимо придать статус надежного платежного средства, сделать основным расчетным элементом. В настоящее время этот статус в экспортно-импортных расчетах никак не обозначен, а значит, сум не участвует в этих операциях, производящихся только в валютах других стран.

Кроме того, развитию биржевой торговли мешают некоторые пункты директивных документов, по сроку давности утратившие актуальность. Например, захочет иностранный предприниматель закупить у нас в стране тюфячную вату. Есть средства, необходимый товар. Но есть и нормы постановления Кабинета Министров "О мерах по повышению эффективности биржевой и ярмарочной торговли" от 15 апреля 1999 года, которое регламентирует порядок экспорта продукции из страны. В Приложении N№ 1 документ утверждает перечень товаров, реализуемых на экспорт через товарно-сырьевые биржи только за свободно конвертируемую валюту. В этот перечень входит подавляющее большинство производимой в стране продукции - целых 63 группы товаров. Значит, придется терять время и нести затраты на конвертации.

Такой пример. Импортер выставляет на бирже товар: делать это он может как в сумах, так и другой валюте. Продажа внутри республики гораздо эффективнее производится в сумах. Для страны намного выгоднее, чтобы импортер, продав свою продукцию, смог на вырученные средства приобрести на территории Узбеки­стана что-то другое. Одним из способов является продажа встречных товаров или услуг. Но за сумы он приобретет лишь что-то, не пользующееся большим спросом. Как итог - вырученные средства конвертируются и уходят из страны.

Парадокс в том, что за валюту иностранец сегодня может купить любой товар, конвертация ведь работает. Так почему не разрешить покупку этого же товара за сумы? Для бизнеса данный процесс конвертации лишь досадная помеха - потеря в оперативности, проценты за конвертацию. Эта ситуация лишь сдерживает торговые отношения. Да и национальной валюте такая процедура привлекательности не добавляет. Отменив нормы этого приложения, никто ничего не потеряет, зато сум станет полноценным покупательным средством. Им можно будет осуществить покупку любой продукции в республике.

Выгода в чем? Сум станет пользоваться спросом наравне с другими валютами. И отечественный покупатель, приобретая на бирже импортный товар, также сможет расплачиваться сумами, не теряя времени и средств на конвертацию.

Еще один способ увеличения выгоды от экспортно-импортных операций - продажа иностранцам недвижимости, акций отечественных предприятий (какое-то время и то, и другое было разрешено, однако в последующем эти нормы отменили). Если импортер, завезший в страну какой-то товар, захочет приобрести на эту же сумму объекты недвижимости или акции, инвестировать в совместное предприятие или даже оплатить свои расходы на пребывание на территории республики или перевести средства на территории республики по каким-то другим направлениям, не запрещенным валютным законодательством, то надо ему такую возможность предоставить. И не только за валюту, полученную через конвертацию, но и непосредственно за сумы, которые он выручил от продажи своей продукции в стране. Можно за те же средства продавать и услуги, что еще выгоднее для национальной экономики.

Ресурс, полученный от ввоза в республику товара, это и есть иностранные инвестиции. Такую задачу и ставит руководство страны - максимальное их привлечение. Подобное сбережение поможет сэкономить огромные валютные ресурсы, но и сделать национальный сум пользующимся заслуженным уважением платежным средством.

И, кстати, ничего нового не придумываю, так как многое из вышеперечисленного также применялось в практике страны и прописано в постановлении Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему совершенствованию биржевой и выставочно-ярмарочной торговли в Республике Узбекистан" от 6 мая 1999 года. Некоторые вполне рабочие нормы этого действующего документа, к сожалению, незаслуженно исключены.

Еще один момент - торможение процессов растаможивания товаров и проведение их сертификации. Так, при ввозе товара по импортному конт­ракту покупатель должен заранее внести страховые денежные средства на казначейский лицевой счет таможенного органа, иначе товар не будет выпущен в режим свободного обращения. Но при заключении импортного контракта на биржевых торгах покупатель уже внес авансом на депозитный счет в расчетно-клиринговую палату (РКП) биржи средства в размере 15 процентов (без этого нельзя поставить импортный контракт на учет в электронную базу Государственного таможенного комитета - ЕЭИСВО). Имея средства покупателя РКП биржа могла бы выступить гарантом оплаты таможенных платежей, но это не предусмотрено Таможенным кодексом. Принимаются только гарантии банков и страховых компаний (ст. 339 Таможенного кодекса). Биржи в этот перечень не включены.

Импортеру помогут и изменения норм Таможенного кодекса, в частности, об уплате таможенных платежей. Их также можно осуществлять через РКП, поскольку резидент имеет на своем счету средства, а биржа предоставит под них гарантии. Тем самым ускоряется процесс прохождения товара через таможенную границу и снижается порог участия предпринимателя.

Здесь также следует внести уточнения в статью о порядке исчисления таможенных платежей. То есть товары, перемещаемые через границу по биржевым сделкам, можно оценивать только по контрактной стоимости, тогда как сегодня метод оценки таможня выбирает сама, если это даже биржевой контракт. Сертификация ввезенных товаров длится до двадцати дней. В это время тормозятся и вопросы продажи. 

- Каких ждать результатов от реализации предложенных мер?

- Принятие их позволит не только сох­ранить валютные резервы и использовать для поддержания экономики, но и снизить уровень "долларизации" в проведении расчетов по экспортно-импортным операциям, что стабилизирует валютный курс и уменьшит рост инфляции. Кроме того, повысит роль национальной валюты как равноценного платежного средства, увеличит объем инвестиций нерезидентами в экономику страны через приобретение акций, недвижимости в республике и создание совместных предприятий. А для отечественных производителей создаст удобства в приобретении импортных товаров за национальную валюту без проведения дополнительных процедур по конвертации в банках. Для Центрального банка, Министерства экономики, Антимонопольного комитета, Счетной палаты даст полную картину конъюнктуры биржевого товарного рынка, объективного ценообразования, баланса экспорта и импорта, обзор динамики соотношения импорта, экспорта и внутреннего рынка, цен на основные группы товаров и выявление объемов недостающих стратегических ресурсов. Кроме того, это повысит мониторинг возможных злоупотреблений, так как согласно правилам внутреннего контроля вся информация по сделкам, заключенным на бирже, направляется в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями. 

- Сегодня особенно остро стоит вопрос о карантине в связи с пандемией коронавируса. Какие меры принимаются биржей, чтобы не снижать темпов торговли и обезопасить участников торгов при заключении сделок?

- В соответствии с указаниями руководства страны и рекомендациями уполномоченных государственных органов разработан регламент деятельности Агропромбиржи в режиме карантина. Максимально возможное количество сотрудников переведены на дистанционный режим. На рабочих местах только подразделения, обеспечивающие бесперебойность, непрерывность работы электронной биржевой торговли и расчетно-клиринговой системы. Созданы условия для сотрудников как в офисе, так и дистанционно.

В основе работы каждой компании - клиенты. Биржа находится в постоянном контакте с участниками торгов и оказывает им консультационную, техническую и иную поддержку, адаптируя бизнес-процессы к проведению биржевых операций удаленно, организованных электронных биржевых торгов с возможностью участникам заключать сделки в режиме онлайн с использованием электронно-цифровых подписей и QR-кодов.

Как субъект рынка товарно-сырьевая биржа не просит каких-то дополнительных полномочий, преференций или административной поддержки -  лишь создать благоприятные условия для участников биржевых торгов. И они сами придут, чтобы эффективно и с выгодой работать в комфортных прозрачных условиях, руководствуясь законами.

Беседовал
Александр Зотов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №64 от 27.03.20. 

ABOUT RUAE

Year of foundation 1991. Republican Universal Agro-Industrial Commodity Exchange (RUAE) since 1992 is represented in the directory of world exchanges, since 1998 is a member of the Union of Commodity and Food Exchanges of CIS countries.

Contacts

Kushbegi st, 18
100022 Tashkent city
How to find us
 
+998 71 250 52 21

+998 71 250 10 05

info@exchange.uz